Место под Солнцем

Последние новости

Добавлено admin Апр 12, 2012

Депутат Виталий Милонов должен заменить Мадонну и выступить в августе на Дворцовой площади в женском платье...

Подробнее

Последние статьи

Добавлено admin Апр 12, 2012

Нынешний поход государства против сексуальных меньшинств - это еше и поход против свободы слова...

Подробнее

Обновления блога

Добавлено admin Фев 21, 2012

Маркус Левин, который своим прикладным умением претендует на монументальность, выстукивает работы с помощью...

Подробнее

ЖЗЛ

Добавлено admin Апр 12, 2012

Летом 2004 года, он прочитал "Кишки" еще раз, после чего в обморочном состоянии оказалось 53 человека, а позже около 60...

Подробнее

Гомосексуальность в индейской Америке

Гомосексуализм по определению мерзок для "нормального" человека. Так пытаются оправдать собственную ненависть отдельные личности. Однако, были культуры, где к сексуальности относились совершенно иначе...

Во время путешествий по Северной Америке в середине XVII века французские миссионеры и исследователи заметили среди аборигенов мужчин, которые исполняли роль женщин и носили женскую одежду (транссексуалы), в качестве своих сексуальных партнеров избирая мужчин. По отношению к этим мужчинам, а также женщинам, которые носили мужское платье, принимали участие в охоте, военных битвах и других занятиях, расценивающихся их культурой как мужские, было применено французское слово berdache (мужчина-гомосексуалист).

Европейцы определяли мужчин-бардашей как "содомитов, склонных к мерзостям", "предающихся самым низким страстям". Они были шокированы, узнав, что транссексуальное и гомосексуальное поведение не только считалось допустимым среди индейцев, но и в некоторых индейских племенах бардаши были уважаемы и даже почитаемы.

В отдельных племенах американских индейцев бардаши полностью усваивали стиль одежды, манеры и роль в обществе противоположного пола. В этих обществах мужчины-бардаши выполняли "женские" домашние обязанности, такие как приготовление пищи, забота об одежде и хорошем состоянии орудий труда, занятие сельским хозяйством. Женщины-бардаши делали оружие и охотились. В других племенах бардаши одевались и вели себя в соответствии со своим биологическим полом, беря на себя только социальную роль противоположного пола.

Хотя в некоторых сообществах к бардашам относились так, как будто они действительно являлись людьми противоположного пола (например, мужчинам-бардашам приписывался статус женщин, и при исполнении ритуалов и табу в них видели женщин), в большинстве племен они идентифицировались как люди третьего пола - не мужчины и не женщины. По этой причине феномен бардашей был назван примером трансгендерной гомосексуальности (транс- в данном случае - "по ту сторону"). Среди этих народов не считалось, что мужчина, состоящий в интимных отношениях с бардашом, имел половые отношения с другим мужчиной. Хотя биологически бардаш являлся мужчиной, он, тем не менее, отличался от мужчины, с ним мужчинам дозволялось вступать в интимные отношения. Женщины-бардаши, согласно историческим исследованиям, часто имели "жен" или постоянных сожительниц. Бардаши не вступали в половые отношения с другими бардашами, существовало табу на подобные связи, которые рассматривались как форма инцеста.

Бардаши были главным образом гомосексуалистами, то есть выбирали себе партнеров одного с ними биологического пола, но это не было исключительным правилом, и описаны вариации этого явления в отдельных индейских общинах. Некоторые бардаши вступали в половые отношения и с женщинами, и с мужчинами. Кто-то из них не принимал на себя роли бардаша до достижения зрелого возраста, а некоторые отказывались от этой роли спустя несколько лет после ее принятия. Часть бардашей не вступала в брак; кто-то из них одевался в соответствии с ролью бардаша, получая соответствующий статус и особые условия существования, но сексуальным поведением они напоминали гетеросексуалов.
Считается, что явление бардашей было широко распространено в Америке, представлено в каждом крупном племени от ирокезов на северо-востоке и вдоль всего восточного побережья до племен пима, навахо, иллинойс, арапахо и мохаве на Великих Равнинах; в племенах яки и сапотеков в Мексике, в нескольких южноамериканских племенах и среди эскимосов Аляски. Португальский первопроходец Педру ди Магалхалиш ди Гуандаву, обнаружив во время своего путешествия по северо-западу Бразилии в 1576 году племя женщин-воинов, отмечал: "Они носят мужскую прическу, ходят на войну с луком и стрелами, охотятся за дичью... у каждой из них есть женщина, которая ей служит и называется ее женой". Ди Гуандаву назвал реку, протекающую через эту территорию, в честь женщин-воительниц из греческой мифологии Амазонкой. Американский антрополог Рут Андерхилл уже в 1930 годы описала положение бардашей в племени папаго.

Мифология американских индейцев включает в себя истории о происхождении бардашей, положенные в основу тех ролей, которые они играли в индейской культуре. В космогоническом мифе племени навахо Первая Женщина и Первый Мужчина жили трудно и несчастливо до тех пор, пока два близнеца, Юноша Бирюза и Девушка Белая Раковина - первые бардаши - не научили их заниматься сельским хозяйством, делать глиняную посуду, плести корзины и пользоваться каменным топором и мотыгой (в племени навахо бардаши назывались словом nadle, которое переводилось как "тот, кто преображен"). Другие мифы описывают превращение обычных мужчин и женщин в бардашей при сверхъестественном вмешательстве животных и духов. У некоторых индейских народов есть мифы о людях и племенах, наказанных за попытку помешать "превращению". В мифе манданов, когда воин пытается заставить бардашей из своего племени отказаться от традиционной одежды и роли в обществе, разгневанные духи наказывают племя и многие люди умирают.

Индейцы племени папаго считали, что дети становятся бардашами, увидев сверхъестественные сны. В своих записях 1930-х годов Андерхилл описывала, как родители, заметившие в сыне склонность к выполнению женских занятий, проверяли, обладает ли он качествами бардаша. Положив в заросли кустов мужской лук и стрелы и женскую корзину, они приказывали мальчику войти в заросли, а потом поджигали кусты и смотрели, что он понесет с собой, когда побежит из огня. Если мальчик брал с собой корзину - он объявлялся бардашом. О подобном ритуале поджигания кустов сообщал и журналист, побывавший у калифорнийских индейцев в 1871 году.

Из-за своей особой связи с богами и духами мужчины-бардаши часто являлись шаманами племени или знахарями. Исполняя роли священника и врача, шаман помогал больным и руководил исполнением религиозных обрядов, совершаемых ради успеха в охоте и на войне; также считалось, что он обладал даром ясновидения и способностью видеть вещие сны. Мужчины-бардаши были уважаемы не только как обладатели сверхъестественных способностей, но и как превосходные мастера, известные своими исключительными умениями ткать и делать глиняную посуду.

Когда-то амазонки были самыми выдающимися воинами и охотниками племени. Об амазонке 19-го века, известной только как Женщина - вождь племени индейцев кроу в верховьях Миссури, писали, что "ее образ жизни наряду со смелыми подвигами вознесли ее на вершину почета и уважения... Индейцы гордились ею и пели для нее хвалебные песни, слагаемые после каждого ее бесстрашного поступка. Когда созывался совет всех вождей и воинов племени, она занимала свое место среди них, считаясь третьим по рангу человеком среди 160 присутствующих". Обладая привилегией верховных вождей, выдающаяся амазонка имела не одну, а три жены.
Как гомосексуальность древних греков может быть понятна лишь в контексте их культуры, так и феномен бардашей должен быть рассмотрен в свете культуры этих древних народов. Две вещи здесь являются особенно важными. Во-первых, взгляды на сексуальность были мягкими и свободными. Коренные народы Америки видели в сексуальности дар мира духов, удовольствие, которое ценили и которым наслаждались в рамках и вне рамок брачных отношений и репродуктивных задач. Сексуальные игры между детьми и подростками были не только не запрещены, но даже поощрялись, и гомосексуальные связи между девушками и юношами рассматривались почти как закономерное явление, хотя и ожидалось, что большинство из них с возрастом прекратят эти отношения. Во-вторых, положение женщины у этих народов было гораздо свободнее по сравнению с их европейскими современницами. Женские роли были так же значимы, как и мужские, хотя и отличались от них. Женщины принимали участие в выборах вождей и нередко численно превосходили мужчин на советах племени. Племена часто склонялись к матриархату, и члены племени прослеживали свою генеалогию в большей степени по родовому древу матери, чем отца. Поскольку эти народы придавали равное значение женским и мужским ролям и в сексуальности видели мир духов, они спокойно воспринимали расхождение в проявлениях сексуальности.

Подобное восприятие было свойственно не всем индейским племенам. В отличие от других коренных народов, у ацтеков были законы, карающие гомосексуальные связи. Наравне с адюльтером и кровосмесительной связью гомосексуализм считался тяжким преступлением, наказуемым смертью. Этот беспощадный народ подчинил большую часть территории современной Мексики, упрочнив свою власть ритуальными убийствами представителей покоренных племен. В отличие от индейцев Северной Америки, общество ацтеков было воинственным и патриархальным, уничижавшим социальную роль женщины. Существует предположение, что законы ацтеков против гомосексуализма были попыткой лишить завоеванные племена почитаемых традиционных лидеров - шаманов-бардашей.

Прибытие колонизаторов в XV веке стало началом катастрофы и истребления коренных народов Нового Света. Испанцы пытались управлять индейскими племенами на юге, тогда как англичане и французы просто вытеснили индейцев севера к западу. Тот факт, что большая часть северных племен была переселена, но не уничтожена, возможно, объясняет то, что традиции бардашей у этих индейцев просуществовали достаточно долго и могли быть описаны исследователями и антропологами XIX и XX веков. В центральной части Америки, однако, испанские завоеватели казнили индейцев-бардашей на костре с тем же пылом, который проявляла инквизиция, сжигая "содомитов" в Испании. "Содомия" служила оправданием лишения индейцев их земель и богатств и, кроме того, рассматривалась как причина заболеваний, в короткий срок унесших жизни почти 90% населения коренных народов. В гибели миллионов индейцев от кори, гриппа, оспы - эпидемий, занесенных европейцами, - видели божью кару за грех содомии, что было ужасным предвестием взглядов, распространившихся после начала эпидемии СПИДа.

Большая часть коренных народов Америки с пониманием относилась к различным проявлениям человеческой сексуальности. В культурах, которые постулировали равенство мужчин и женщин, чувствовали связь со сверхъестественным и с уважением относились к его проявлениям в реальном мире, бардашей ценили как людей, выполняющих роль, которую не могли выполнить ни женщина, ни мужчина.

Мондимор Френсис Марк, доктор медицинских наук.
Гомосексуальность: Естественная история. / Пер. с англ. Л. Володиной. Екатеринбург: У-Фактория, 2002. - 333 с. (Серия "Современная антропология")
Часть главы приводится полностью, без сокращений

Похожие новости
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вверх